Адаптация первоклассников к школе.
Термин
"адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление
строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие
адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к
школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую,
психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно
взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности
обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его
работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и
подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и
необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций
свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности
ребенка.
В
физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:
1.
Острая адаптация (первые 2-3
недели) - это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые
воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех
своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
2.
Неустойчивое приспособление -
организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на
новые условия.
3.
Период относительно устойчивого
приспособления - организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в
целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных
особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, у
многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком
утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего
переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость,
плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце,
нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Большинство (56%)
адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно
быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе, приобретают новых друзей; у
них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны,
добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй
группе детей (30%) нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут
играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания
учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной программы
дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого полугодия их поведение
становится «правильным». Третья группа (14%) – дети, у которых к значительным
трудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьёзного характера. У
них проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных
эмоций. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может
привести к нервному срыву и нарушению психического здоровья.
Именно в
течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения,
возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей
увеличивается примерно на 20%.
Как
помочь..?
Самое
элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня позволяет ребёнку
сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность сохранения
эмоционального равновесия. После школы первокласснику необходимо сначала
пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на воздухе, в активных играх, в движении. Для
ослабленных детей лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо
проветренной комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорно-двигательного
аппарата. Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у
мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов,
когда и имеет смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов
вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки.
Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и
окончательно проснуться перед уроками.
Нельзя:
· Будить
ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
· Кормить
ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;
· Сразу
после школьных уроков выполнять домашние задания;
· Заставлять
ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
· Ждать
папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
· Сидеть
у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
· Смотреть
перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Памятка родителям первоклассников.
·
Поддержите
в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в
его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и
возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового
положения и деятельности.
·
Обсудите
с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их
необходимость и целесообразность.
·
Ваш
ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может
что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
·
Составьте
вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
·
Не
пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения
учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические
проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
·
Поддержите
первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно
найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и
эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо
справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения
человека.
·
Если
вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь
обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
·
С
поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем
педагоге.
·
Учение
– это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет
жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У
первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий